Релевантность страницы сайта: что это такое, как проверить и повысить для SEO
Почему важна релевантность в SEO
Перед анализом релевантности сайта разберёмся, что это означает.
Пример из повседневной жизни
Перец можно купить в мельницах и намолоть его дома самостоятельно. Но устройство стоит рублей 200, а специи в пакетике — 30. Выгоднее купить мельницу один раз, а потом её перезаряжать. Но вот незадача — она одноразовая.
Перец в одноразовой мельнице
Спасибо людям, которые не только научились её вскрывать и перезаправлять, но и поделились навыком в интернете.
Кто-то из наших читателей об этом лайфхаке не знал и сейчас отправился гуглить. «Как открыть мельницу со специями», — вводит он в строку поисковика. Затем алгоритмы Google заботливо показывают ему страницы для изучения. Пользователь открывает самую первую — «Ага, вот оно!», — и попадает на нужную, релевантную выдачу.
Релевантность сайта — это то, насколько его содержание соответствует поисковой задаче.
Есть предприниматели, которыми движет намерение заманить аудиторию на сайт любыми способами: «человек увидит как у нас круто и останется».
А теперь представим, что с прежним запросом наш герой зайдёт на статью «10 советов по выращиванию перца», которая размещена на официальном сайте фермера. «Зачем вы тратите моё время?», — вот какой вопрос всплывёт в голове у читателя. Бизнес не решил его проблему и лояльность не заслужил. Поэтому алгоритмы Google и Яндекс постоянно совершенствуют процесс определения релевантности результатов поиска — чтобы люди получали необходимую, качественную и актуальную информацию.
Виды релевантности в SEO
Релевантность бывает внутренняя (текстовая) и внешняя (ссылочная). Разбираемся.
Внутренняя релевантность — это выбор и оптимизация семантического ядра для различных источников.
Семантическое ядро — это набор ключевых слов и фраз, которые наилучшим образом описывают содержание веб-ресурса.
Сначала специалист определяет список ключевых слов, а затем нативно внедряет их в текст.
Внешняя релевантность — это то, насколько часто на наш сайт ссылаются другие источники.
Как поисковые роботы Яндекс и Google определяют релевантность страницы
Теперь поговорим о том, как происходит ранжирование страниц.
Стоит пользователю только сделать поисковый запрос и нажать на «enter», как робот моментально отправляется сканировать миллионы источников. Определить релевантность сайта и качество раскрытия темы позволяют три показателя: внутренний, внешний и поведенческий.
Внутренние факторы
- Семантическое ядро. В тексте не просто должны быть ключевые слова или фразы: робот анализирует контекст, в котором они используются.
- Качество контента. Релевантность контента напрямую связана с его качеством. Статья должна быть:
- Уникальная. Стратегия «Ctrl C + Ctrl V» — не лучшее решение. Здесь хорошо вспомнить школьный совет: «только точь-в-точь не списывай». Потому что алгоритмы не глупые — копипасту в топ не выведут.
- Достоверность и информативность.
- Отсутствие ошибок.
Всё это — объективные критерии качества. А ещё важно, чтобы на странице были и другие контентные единицы: иллюстрации, видео, лонгриды.
- Структура страницы. Хорошая структура = понятная структура. Это когда читатель смотрит на текст в течение нескольких секунд, и уже понимает: тут я прочитаю про это, а здесь — про это. Сравните два варианта текста про мельницу:
Вариант первый
Как перезаправить одноразовую мельницу для перца за семь шагов
Приправа из одноразовой мельницы быстро заканчивается, и при этом стоит в несколько раз дороже той, что продаётся в пакетике. Но мельницу можно заправить повторно. Рассказываем.
Шаг первый. Налейте крутой кипяток в небольшую ёмкость.
Шаг второй. Откройте крышку мельницы — как если бы вы собрались поперчить блюдо.
Шаг третий. Опустите мельницу вертикально в ёмкость с водой. Той стороной, где крышка.
Шаг четвёртый. Подержите несколько секунд, пока стекло и пластик не нагреется.
Шаг пятый. Достаньте мельницу. Отсоедините сильным толчком пластиковую и стеклянную части. Если горячо — воспользуйтесь полотенцем.
Шаг шестой. Заполните горошками перца сосуд и наденьте на него крышку. Это нужно делать сильным нажатием.
Готово! Вот так легко и просто можно подарить мельнице вторую жизнь.
Вариант второй
Приправа из одноразовой мельницы быстро заканчивается, и при этом стоит в несколько раз дороже той, что продаётся в пакетике. Так как же перезаправить? Сначала надо налить крутой кипяток в небольшую ёмкость. Потом снимите с мельницы крышку — как если бы вы собрались поперчить блюдо. Опустите мельницу вертикально в воду: той стороной, где крышка. Подержите несколько секунд, пока стекло и пластик не нагреются. Потом достаньте мельницу и отсоедините сильным толчком пластиковую и стеклянную части. Если горячо — воспользуйтесь полотенцем. Теперь заполняйте сосуд горошками перца и снова закрывайте мельницу — сильным нажатием на крышку. Готово! Вот так легко и просто можно подарить мельнице вторую жизнь.
Содержание почти одинаковое, а релевантность у текстов разная. Потому что первый хорошо структурирован, а второй больше похож на простыню их слов.
- Метатеги: title и description. Это специальные элементы заголовков и подзаголовков, которые содержат в себе информацию о разметке страницы.
Где расположены метатеги description
Внешние факторы
Роботу, как и человеку, важна репутация. Если на страницу ссылаются другие источники — это хороший сигнал для поисковой системы. Помимо ссылок, к внешним факторам относится вся активность в социальных сетях: комментарии, лайки, репосты. Так будет сразу понятно, что людям сайт нравится.
Поведенческие факторы
Это:
- Количество времени, которое пользователь провёл на странице.
- Конверсия — отношение общего числа пользователей к тем, кто совершил целевое действие. Например, нажал на определённую кнопку на лендинге или заказал обратный звонок. Одна из задач бизнеса — сделать конверсию высокой.
- Частота кликов: то, насколько часто аудитория переходит на сайт, когда видит его в выдаче.
Чтобы оптимизация принесла желаемые результаты, важно учитывать все три фактора.
Как повысить релевантность страницы сайта в 15 действий
Наконец, мы подобрались к главному: что делать, чтобы повысить релевантность страницы сайта?
Действие 1. Сформулируйте портрет целевой аудитории. Создавать контент, когда не знаешь вводных данных — дело пустое и неэффективное.
Ещё не забыли мельницу с перцем? Экономным людям, которые любят готовить, будет интересна статья с лайфхаком-перезаправкой. А если человек питается едой из доставок, то едва ли дочитает материал даже до середины. Разве что из любопытства.
Действие 2. Проанализируйте конкурентов. ЦА определили — отлично, теперь идём проверять конкурентов. Как они решают боли аудитории? Что делают хорошо, а где есть пробелы?
Действие 3. Определите ключевые слова, используя программы. Например, Google Keyword Planner.
Действие 4. Составьте список релевантных поисковых запросов. Тех, которые относятся к вашей теме.
Действие 5. Разделите ключевые слова на группы: основные и дополнительные.
Действие 6. Создайте контент. Самый творческий этап работы! Не забывайте, о чём говорили в начале лонгрида. Делайте качественный материал:с проверенной информацией, структурой и без ошибок. И никакой копипасты!
Действие 7. Впишите в контент семантическое ядро. Ключевые фразы употребляйте в любом числе или падеже — чтобы в процессе чтения не возникало ощущения инородности от некоторых слов.
Действие 8. Оптимизируйте медиа. Хорошо когда на текстовый формат работают качественные иллюстрации или видео.
Действие 9. Добавьте в заголовки метатеги.
Действие 10. Используйте для изображений кеширование или другие методы ускорения загрузки страниц.
Действие 11. Учтите технические моменты: адаптируйте сайт для мобильных устройств.
Действие 12. Заручитесь помощью партнёров и вперёд — распространять свой контент в различных каналах. Пусть другие страницы оставляют ссылки на ваш ресурс. Помните: источник должен быть не абы кто, а с авторитетом и из схожей тематики.
Действие 13. Продвижение бесполезно, если не налаживать контакт и повышать лояльность среди целевой аудитории. Займитесь контент-маркетингом: разработайте позиционирование, несите в массы смыслы, которые решат боли людей и ответят на их вопросы.
Действие 14. Следите за актуальностью контента и регулярно создавайте новый.
Действие 15. Контролируйте ситуацию: будьте в курсе последних обновлений поисковых систем.
Это выжимка основных советов, с которыми вы привлечёте трафик на сайт. И…это ещё не всё :)
Бонус: 7 ошибок, которые допускают новички при увеличении релевантности
Уверены, после прочтения лонгрида кто-то из читателей уже уловил суть и наперёд знает, о каких ошибках пойдёт речь. А если нет — не переживайте, сейчас разберёмся.
7 ошибок, которые допускают новички при увеличении релевантности:
- Перебарщивают с семантическим ядром. Переспамили в тексте ключевыми словами — и негласно получили клеймо «спам» от поисковых роботов.
- Игнорируют потребности целевой аудитории. Контент получается бесполезным, потому что не решает проблему читателя.
- Не поддерживают уровень качества: совершают в письме грубые ошибки (читатели замечают, поверьте!), капипастят и не перепроверяют информацию.
- Не следят за изменениями. Не добиться в продвижении высоких результатов, если не быть в курсе последних обновлений. Касается как SEO, так и ниши бизнеса и происходящих в мире событий.
- Не увеличивают дистрибуцию, что сильно влияет на доверие поисковых систем.
- Слепо копируют конкурентов, не зная контекста и задач чужого бизнеса.
«Умный учится на своих ошибках, мудрый — на чужих…».
Если интересна тема SEO продвижения — подписывайтесь на нас в соцсетях: VK. Там мы регулярно делимся полезными материалами для вхождения в нишу.