Чек-лист технической SEO-оптимизации сайта
Поисковое продвижение веб-портала подразумевает под собой совокупность внешней и внутренней оптимизации. В свою очередь, последняя включает в себя также несколько инструментов, в числе которых и работа над техническими параметрами. Если хоть один элемент СЕО будет хромать, сайту не удастся эффективно продвигаться в поиске.
Что такое техническая оптимизация сайта?
Техническая оптимизация сайта – это мероприятия, направленные на усовершенствование внутренних настроек интернет-ресурса и устранение ошибок с целью лучшего взаимодействия веб-портала с поисковыми роботами и алгоритмами. Комплекс работ над технической составляющей способствует быстрой и максимальной полной индексации сайта, что приводит к повышению его позиций в органической выдаче.
Почему важно оптимизировать сайт технически?
Какой бы прекрасный контент ни был на Вашем интернет-портале, и сколько бы ссылок на него не вело, наличие технической ошибки или низкая скорость загрузки страниц могут перечеркнуть все труды по его продвижению.
Дело в том, что поисковые системы стараются наладить свою работу в угоду пользователям, то есть таким образом, чтобы выдача представляла собой список максимально релевантных запросу ресурсов. Для этого Яндекс, Google другие производят предварительное сканирование сайтов, оценивая их параметры. Если в файлах содержатся ошибки, роботы просто не смогут считать такие сайты и им не удастся распознать их содержимое, если контент на Вашем портале загружается более трех секунд – поисковики не станут предлагать его пользователям на первой странице выдачи.
Основные параметры технической оптимизации сайта
Техническая оптимизация сайта – это важная составляющая SEO. Мы подготовили для Вас чек-лист из 22-ух параметров, по которым Вы можете проверить свой интернет-портал.
Файл robots.txt
Это основной файл, который в первую очередь изучают поисковые системы при знакомстве с сайтом. В robots.txt оптимизаторы либо разработчики пишут «инструкцию» для роботов – задают адрес карты портала, показывают, как он должен выглядеть и работать, какие страницы следует занести в базу поиска, а какие скрыть, например, формы оформления заказа, дублирующиеся разделы, версии для печати и другие. Проверить файл можно при помощи сервисов Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Sitemap (карта сайта)
Sitemap – это содержание интернет-ресурса, которое составляют сео-специалисты для быстрой индексации страниц роботами и лучшего ранжирования.
Существуют HTML и XML карты. Первые созданы для навигации пользователей, а вторые – для поисковых систем. В рамках технического SEO нас больше интересует XML sitemap. Такая карта представляет собой список URL страниц, где отображается их приоритетность, периодичность обновления и дата последнего изменения.
Процесс обновления sitemap лучше автоматизировать посредством CMS. Проверить – что именно сканируют поисковые системы помогут Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Редиректы (перенаправления)
Редирект – это автоматическое перенаправление пользователя с одной страницы на другую. Данный инструмент используется в нескольких случаях, например, при переходе с http на https, при необходимости переадресовать посетителя в другой раздел, при направлении на мобильную версию, при смене домена. Следует понимать, что для поисковых систем site.ru и www.site.ru могут распознаваться как различные ресурсы, поэтому, чтобы избегать потери веса необходимо также применять редирект. Если по каким-либо причинам владелец сайта меняет доменное имя, автоматическая переадресация поможет не растерять трафик, прежний портал станет донором, а новый – акцептором.
Однако важно не переусердствовать с количеством редиректов. В поисковых системах существует такое понятие, как краулинговый бюджет – это лимит страниц, который робот может проиндексировать за установленный промежуток времени. Растрачивая его на пустые перенаправления, могут быть проблемы с индексацией важных страниц.
Битые ссылки
Битыми или мертвыми называют такие ссылки, которые ведут на несуществующие страницы, в результате сайт выдает ошибку 404. Их наличие негативно сказывается на ранжировании портала. С одной стороны, большое количество битых ссылок сигнализирует поисковикам о низком качестве веб-ресурса, с другой стороны, это ухудшает поведенческие факторы – зачастую такие ошибки провоцируют пользователей покинуть портал. Чтобы проверить наличие битых ссылок мы рекомендуем использовать сервис Screaming Frog SEO Spider.
Настройка структуры URL-страниц
Еще одним важным техническим параметром сайта является URL – электронный адрес страницы. Его структура должна отображать дерево разделов портала, так пользователь сможет сразу понять, в каком именно месте Вашего ресурса он находится.
ЧПУ
ЧПУ – человеко-понятный URL. При создании страницам автоматически присваивается имя, состоящее из набора цифр. Однако текстовое описание куда более привлекательно для пользователей. Что следует учесть:
- короткие URL лучше считываются поисковиками;
- название адреса – еще одна возможность использовать ключи;
- дефисы помогут разделить слова для прочтения системой;
- URL отображается в выдаче – люди охотнее переходят по ссылкам с понятным названием;
- все URL на сайте должны обладать схожим видом.
Скорость загрузки сайта
Одно из базовых технических требований SEO – оптимальная скорость загрузки страниц. Статистика показывает, что более половины пользователей покидают портал, если содержимое не загрузилось в течение трех секунд, вследствие чего данный показатель стал одним из факторов ранжирования. При прочих равных условиях поисковики будут продвигать выше те сайты, которые быстрее прогружаются.
Медленные порталы негативно сказываются на конверсии и проценте отказов. На скорость влияет как хостинг, на котором размещается интернет-ресурс, так и объекты, которые расположены на страницах.
Проверить данный показатель можно при помощи сервиса Google Page Speed Insights. Полученные данные подскажут, какие именно элементы следует оптимизировать.
Адаптированность под мобильные устройства
Во многих сферах мобильный трафик начинает превышать трафик со стационарных компьютеров и ноутбуков, поэтому особое внимание следует уделить разработке версии для смартфонов и планшетов. Если интерфейс будет неудобным, пользователи не задержатся на ресурсе.
Если Google разделяет выдачу на мобильных устройствах от выдачи на компьютерах, то у Яндекса она едина. Проверить соответствующую статистику помогут Яндекс.Метрика и Google Search Console.
Безопасность (SSL-сертификат)
Поисковые системы, в особенности Гугл, уделяют особое внимание наличию SSL-сертификата. Это протокол, который обеспечивает безопасное соединение и шифрование такой информации, как персональные данные пользователей, в том числе ФИО, контакты, банковские карты, личные документы и другие. При отсутствии такого сертификаты, поисковики предупреждают об этом посетителей. Проверить наличие SSL легко – следует взглянуть на URL: на безопасных порталах адрес начинается с https, на всех других с http.
Оптимизация структуры сайта
Важный этап создания и продвижения веб-порталов – это построение их структуры. Все сайты можно разделить на:
- двухуровневые – простые ресурсы, которые состоят из главной и других страниц, перейти на которые можно с нее;
- древовидные – обладают сложной многоуровневой системой, например, интернет-магазины.
Второстепенные страницы обязательно должны относиться к какой-либо категории. Следует стараться ограничиваться не более чем пятью уровнями, в противном случае могут возникнуть сложности с индексацией.
«Хлебные крошки» (Bread crumbs)
Это инструмент, который показывает путь, проделанный пользователем от главной до той страницы сайта, на которой в данный момент он находится. Хлебные крошки позволяют определить наиболее востребованные разделы. На основе полученных данных на портале добавляются новые внутренние ссылки, которые ведут на нужную страницу. Благодаря им улучшается юзабилити, распределяется вес, а поисковые системы и пользователи могут быстрее найти нужную им информацию.
Мета теги: Title и Description
Метатеги – это инструмент, благодаря которому структурируется содержимое страницы, а поисковики могут считать ее тематику. Title и Description – заголовок и описание, в которых используются ключевые слова и фразы, если они соответствуют запросу пользователя, то сайт будет располагаться в выдаче выше других.
Оптимизация изображений и крупных файлов
Большинство сайтов не обходится без изображений. Для того чтобы их оптимизировать, необходимо:
- обратить внимание на их вес – тяжелые картинки увеличивают скорость загрузки. Наиболее подходящие форматы – jpg, .png и .gif;
- использовать атрибуты, например, alt – это текст, который отображается в случае, если изображение не загружается. Хотя этого описания обычно не видно, но это еще одна возможность использовать «ключи»;
- сделать описание, используя целевые запросы;
- расположить вблизи соответствующего текста, чтобы системы могли понять, какой теме соответствует изображение.
Для того чтобы большие текстовые файлы были читабельными, используются теги (заголовки и подзаголовки) H1-H6.
Отсутствие пустых страниц
Сайты с пустыми страницами или страницами с малым объемом содержимого могут расцениваться поисковиками как низкокачественные. Для того чтобы узнать, есть ли подобные элементы на Вашем ресурсе, можно использовать Яндекс.Вебмастер или Screaming Frog SEO Spider.
и Link: ; rel=" canonical"="">) позволят системе понять, какая из страниц считается основной.
Отсутствие вирусов и вредоносного кода
Поисковики заботятся о безопасности посетителей ресурсов, и, если сайт содержит вредоносный код, то они опустят его в поиске или сообщат об этом пользователям, что негативно скажется на объеме трафика, и, в конечном счете, на ранжировании.
Удобство дизайна
Иными словами юзабилити – это то, что обеспечивает комфортное пребывание пользователей на интернет-портале и влияет на конверсию. После запуска проекта необходимо отслеживать, как ведут себя посетители на сайте, и, при необходимости редактировать дизайн.
Техническая оптимизация сайта – один важнейших этапов SEO продвижения. Прохождение по всем пунктам нашего чек-листа поможет Вам избежать ошибок и успешно заниматься раскруткой веб-портала.